Детско-родительские отношения

Если взрослый человек обращается за помощью к психологу, они работают над проблемой вдвоем. Если помощь требуется ребенку, то помимо специалиста и маленького клиента в психологической работе рекомендуется участвовать и обоим взрослым — маме и папе. И вот почему.

1. Родитель дает психологу информацию об окружающем мире ребенка

Каждый психолог начинает работу со сбора информации. Чтобы объективно оценить ситуацию, ему важно услышать и ребенка, и родителей.

Важная часть мира ребенка — образ и поведение родителей, до определенного возраста он смотрит и равняется исключительно на них. Возраст родителей, их профессиональная деятельность и распорядок дня, особенности характера, взаимоотношения между собой дают возможность представить ситуацию, в которой каждый день находится ребенок. Чем подробнее рассказ, тем лучше.

Важная часть мира ребенка — образ и поведение родителей, до определенного возраста он смотрит и равняется исключительно на них.

2. Психологу важно понять поведение обоих родителей, их отношения между собой

Ребенок не сравнивает родителей, по умолчанию он не способен ценить и любить одного больше, чем другого. Есть папа и есть мама — они одинаково важны и оба сильно влияют на ребенка.

Когда на консультации присутствуют оба родителя, психолог может увидеть противоречия, сложности в их взаимоотношениях, даже если они сами об этом не говорят. Они могут перебивать друг друга, выяснять отношения, расходиться в оценках поведения и развития ребенка. Один родитель может считать, что у ребенка серьезные проблемы; второй может быть уверен, что ребенок в порядке, только ленив — и нужно его как следует напугать или наказать. В итоге ребенок находится в постоянном напряжении, как бы между мамой и папой.

Если отец не принимает участие в воспитании, психолог не увидит его на консультации. Мама может обесценивать такого отца, выставлять его в негативном свете. Но для ребенка важны оба родителя, и такое отношение мамы может вызвать в нем сложные переживания. В итоге с отцом, а точнее его образом, все равно придется поработать и маме, и ребенку.

3. Психолог скорее всего предложит изменить поведение обеим сторонам — и ребенку, и родителю

Психологи говорят: «Ребенок — симптом родителей». Это значит, что поведение и переживания родителей могут сильно влиять на ребенка, и для успешной работы с психологом эти вещи нужно осознать и проработать. Давайте разберем на примерах.

Ребенок выражает родительские негативные чувства. Часто родители говорят, что дети не знают ничего об их ссорах друг с другом и другими родственниками. Но это не значит, что ребенок ничего не чувствует. Напряженная атмосфера витает в воздухе и, безусловно, улавливается ребенком. Мама активно подавляет злость и раздражение, однако ребенок каждый день дерется в детском садике и обижает других. «И откуда это только у него?», — недоумевают родители. «Ведь у нас не принято ругаться, кричать». Но оказывается, что и просто разговаривать, говорить о своих чувствах, каким-либо образом их выражать у них тоже не принято. Ребенок ловит невыраженный гнев родителей и помогает им выразить его так, как умеет.

Ребенок ловит невыраженный гнев родителей и помогает им выразить его так, как умеет.

Ребенок растет с ощущением недосказанности, семейной тайны. Ребенок — даже самый маленький — обладает бессознательным, в котором содержится информация об его семье, родителях, предках, нерожденных братьях и сестрах. Ребенку не говорят о смерти родственников, что его усыновили, что до него в семье были два нерожденных ребенка.

Я бы посмотрела с другой стороны: взрослым сложно говорить с детьми на такие темы. Они не знают, какие подобрать слова, а самое главное, как справиться со своими чувствами, которые возникнут в этом непростом разговоре.

Однако ребенок все бессознательно знает и все чувствует. Колоссальное напряжение, которое вызывают эти темы, ребенку приходится держать в себе — ведь говорить об этом нельзя. Именно такой посыл и дают родители. А раз нельзя — значит это что-то страшное, непереносимое. То, с чем не могут справиться даже мама с папой. Вот и будет ребенок хранить тайну, оберегая при этом родителей от непереносимых чувств, тем самым все больше и больше чувствуя напряжение.

Ребенок, у которого была когда-то другая семья, пусть даже бессознательно помнит и знает историю своей родной семьи. Но ему говорят, что он родился в семье усыновителей, что кроме них у него никого не было. Да, здорово, что его принимают как родного. Но что происходит с ребенком? У него имеется свой опыт, своя память. Взрослые ему рассказывают свою историю. Ребенок учится не доверять своим ощущениям, своей памяти, своим чувствам. Ребенок растет с посылом «все, что я вижу и ощущаю — неправда». Он теряет связь с реальностью, оглядывается на мнение окружающих, но не доверяет себе, что может привести к самым различным последствиям.

Чтобы помочь психологу во время терапии, важно рассказывать ребенку о его настоящих родителях, о нерожденных братьях и сестрах, умерших родственниках. Ребенок может и не понять всех тонкостей в силу возраста, однако он почувствует интонацию, снятый запрет на разговор и даже «думанье» на такие темы, что заметно снизит напряжение и повысит его доверие к родителям.

Ребенок может и не понять всех тонкостей в силу возраста, однако он почувствует интонацию, снятый запрет на разговор и даже «думанье» на такие темы.

Ребенок несет груз родительских ожиданий. Большое значение имеет отношение родителей к ребенку. Видят ли они в нем личность или нагружают своими представлениями, ожиданиями и фантазиями. Достаточно одного вопроса — «Каким ребенок будет, когда вырастет»?, чтобы понять: прислушиваются ли родители к ребенку, его потребностям, способностям или расписали ему всю жизнь сами. Сравните:

«Он настойчивый, любит добиваться своего. Наверное, будет целеустремленным. Любит рисовать, скорее всего, будет творческим. Но он добрый и ласковый, может, будет помогать людям».

«Он будет врачом. Как папа. И как дедушка. У нас в роду все были врачами».

«Да он уже вылитый папа. Будет таким же рассеянным и безответственным».

В первом случае потребности и интересы ребенка видят. Мама предполагает, мечтает о том, каким может быть ее ребенок. Во втором — ему уже предопределили быть врачом. И не дай бог, он возьмется за скрипку — предаст весь род. В третьем случае ребенка не видят совсем. Его уже воспринимают как отца, вместо отца.

Ребенок перенимает модель общения и поведения родителя. Ребенок ловит также особенности поведения родителей, способность открываться, доверять людям, фантазировать. Интересно было, пообщавшись на первой встрече с мамой и почувствовав ее закрытость, сложность разговаривать о себе, о своих негативных чувствах, почувствовать то же самое на встрече с подростком. Такое ощущение, что просто сменились декорации, ситуация, чувства остаются теми же.

Часто родители жалуются на плохое поведение ребенка, отсутствие уважения к старшим, хотя сами требуют беспрекословного послушания, «потому что я так сказала», «мал еще, чтобы рассуждать». Неудивительно, что и ребенок будет до костей стоять на своем, ведь мама для него пример.

4. Если родитель чувствует вину за поведение ребенка, это стоит обсудить с психологом

Улучшение у ребенка может вызвать у родителей тяжелое ощущение, что специалист справился, а они — нет. А значит, они плохие и некомпетентные родители. Доходит до того, что некоторые родители прекращают водить ребенка к специалисту, чтобы избавиться от этих ощущений. Однако тогда ребенок лишается возможности получать помощь психолога.

Важно понимать, что родители почувствовали сложность и обратились к специалисту. Они большие молодцы. Заметить проблему и начать с ней работать — огромный шаг.

Родители почувствовали сложность и обратились к специалисту. Они большие молодцы. Заметить проблему и начать с ней работать — огромный шаг.

С родительской виной нужно работать, проговаривать ее на родительских встречах. Лучший результат — у родителей, которые готовы слушать, чувствовать и открыто говорить.

Если родители не могут справиться с этими чувствами во время сеансов вместе с ребенком, им рекомендуется личная работа со специалистом.

5. Родитель отвечает за регулярность и непрерывность занятий

Одна из самых важных функций родителя — это гарантия стабильной и регулярной работы со специалистом. Именно он приводит ребенка на сессии, что требует немалых усилий. Собраться, отвести, дождаться, забрать. А самое главное — выдержать, что с ребенком работает другой человек, который становится для него значимым, который не просто работает с плохим поведением, а проникает в их семью. Это большой труд, ведь в ходе работы необходимо вытаскивать и прорабатывать сложные для семьи темы и чувства.

Ответственность специалиста — обеспечение пространства и времени для работы с ребенком и семьей, соблюдение временных рамок, применение знаний и навыков во время работы, посещение супервизий и личной психотерапии.

Ответственность родителей — приводить ребенка на сессии, быть готовым ко временным обострениям симптомов и возникновению сложных чувств с обеих сторон.

6. Психолог работает на сеансах, а родитель выполняет «домашнюю работу»

Вне сеанса родитель остается с ребенком один на один. И он должен быть готов к тому, что поведение ребенка будет меняться постепенно или даже на какое-то время станет хуже.

Например, в семье есть запрет на злость. Психолог сформулирует проблему именно так, потому что без выражения злости хоть каким-либо образом, сложно научить ребенка конструктивному выражению чувств. В ходе занятий ребенок начинает проявлять запретное чувство и дома, родители в недоумении — стало только хуже. Задача психолога — объяснить им, что это промежуточный этап. Как и во время операции, мы «вскрываем» больные места, но для того, чтобы потом их «залечить». Родителям придется перетерпеть этот кризис, переход.

На поведении ребенка может держаться вся семейная система. Например, ребенок выплескивает злость, которую копят родители. Или воплощает идеи родителей о том, насколько яркой и насыщенной должна быть жизнь успешного человека. Когда ребенок начнет понимать себя, чувствовать свои интересы и потребности, проявлять свои чувства — придется перестраиваться и всей семейной системе. Что с этим делать — ответственность родителей.

В заключение хочется поддержать родителей. Они делают так, как они умеют, в силу собственного опыта. Конечно, в норме они не желают ребенку зла, хотят сделать как лучше. И если в какой-то момент они и сделали что-то не так, то потому что не могли, не знали как по-другому.

Именно на родителей опирается и психолог в работе с ребенком. Они союзники, партнеры, помощники. Чтобы помочь психологу нужен крепкий союз и сотрудничество родителей со специалистом, это будет залогом качественной работы с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *